Что представляет собой «Зеленая» финансовая система?

«Зеленая» финансовая система относится к серии политик, институциональных механизмов и соответствующей финансовой инфраструктуры, которая за счет кредитов, частного акционерного капитала, выпуска облигаций, страховых и иных финансовых услуг и инструментов, таких как торговля квотами на выбросы, управляют финансированием экологически безопасных проектов и видов деятельности.

 

Существует распространенное общественное признание, что глобальная финансовая система должна активно содействовать устойчивому развитию. В последние годы концепции «зеленой» финансовой системы стали уделять все большее внимание во всем мире, благодаря масштабу и срочности финансирования устойчивого развития, а также через осознание того, что государственный сектор в одиночку не сможет справиться со своей ролью в качестве источника финансирования. Роль частного сектора является ключевым фактором в расширении масштабов финансирования значимых уровней решения насущных климатических и экологических проблем, а «зеленый» финансовый сектор способствует смещению финансовых потоков в сферу «зеленых» инвестиций.

 

В соответствии с Парижским соглашением в настоящее время концептуальные рамки прозрачности разрабатываются как для государственной, так и для частной международной поддержки, включая финансирование проектов в области предотвращения изменений климата и совместных подходов, таких как рыночные механизмы. Предполагается, что свод правил Парижского Соглашения будет готов к 2018 году. Новые концептуальные рамки прозрачности позволят создать в большей степени комплексные требования к мониторингу и отчетности для международного финансирования в области климата, а также эти требования должны учитываться в развитии «зеленой» финансовой системы Казахстана.

 

Примеры различных типов «зеленых» финансовых инструментов и услуг, предоставляемых финансовым сектором, включая финансовые механизмы, финансовые продукты, организационную поддержку и услуги, представлены в таблице ниже:

 

Примеры «зеленого» финансирования Инструменты
1. Финансовые решения  
Снижение рисков и повышение кредитного рейтинга Субординация, гарантии, резервы на покрытие возможных потерь
Обеспечение возможности совершения сделок (масштаб) Складирование свопов, преобразование дебиторской задолженности в легко реализуемые ценные бумаги, лизинг
Агент по агрегированию, сотрудничеству Энергосбытовые компании, местные банки
2. Финансовые продукты  
Традиционные банковские продукты Кредит, акционерный капитал
«Зеленое» финансирование «Зеленые» облигации, «Зеленые» фонды
Совместное инвестирование Государственные и институциональные инвесторы, частные фонды
3. Структурная поддержка рынка  
Поддержание котировок акций на организованном рынке ценных бумаг Посредничество в области экологических продуктов (кредиты в виде нереализованных выбросов углерода, квоты на выбросы, кредиты на возобновляемые источники энергии)
Прозрачность Соблюдение правил раскрытия информации по классам активов и «зеленой» банковской деятельности, требования к раскрытию информации инвестора, роль хранилища правил раскрытия информации
Регулирование Поддержка национальных регулирующих механизмов для «зеленого» финансирования, осуществление деятельности в качестве канала для международных «зеленых» рынков капитала
Стандарты Соблюдение стандартов, разработанных для «зеленых» облигаций, управления рисками в социальной и экологической сфере, составление протоколов сокращения выбросов ПГ

 

 

Примеры инструментов «зеленого» финансирования

«Зеленые» облигации

«Зеленые» облигации представляют собой любой тип инструмента управления облигациями, доходы по которым будут применяться исключительно для финансирования или рефинансирования новых и/или существующих соответствующих критериям проектов или инвестиций, которые имеют положительные экологические и/или климатические выгоды. Система ценообразования и профиль доходности по «зеленым» облигациям по-прежнему во многом повторяет рейтинг эмитента и его традиционных облигаций. Тем не менее, стандарты и требования к сертификации для климатических и «зеленых» облигаций находятся в стадии разработки, например, в рамках Инициативы по климатическим облигациям и инструкций по отчетности и прозрачности в рамках Принципов торговли «зелеными» облигациями. Со временем, по мере возрастающей степени осознания инвесторами климатических рисков и возможностей развития с низким уровнем выбросов углерода, сертификация «зеленых» облигаций и инициативы в области отчетности повысят доверие к «зелености» облигаций, а также повлияют на их систему ценообразования.

 

Торговля квотами на выбросы и рынки квот на выбросы углерода

Торговля квотами на выбросы представляет собой рыночный подход к контролю загрязнений окружающей среды, таких как количество парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу. Основной мотивацией для торговли квотами на выбросы является повышение экономической эффективности достижения желаемых экологических результатов, таких как низкий уровень выбросов углерода. При существующих различиях в затратах по борьбе с выбросами в различных секторах и регионах, ввод определенной цены на квоты на выбросы вместо ужесточения существующих правил снижает ценность дальнейшего сокращения выбросов.

 

Рыночные схемы обычно попадают в одну из двух категорий: схемы абсолютного ограничения и торговли квотами на выбросы (торговля) и схемы ограничений базового уровня выбросов и кредитов (кредитование). Оба типа схем в настоящее время используются по всему миру на национальном и международном уровнях. Системы торговли квотами на выбросы, такие как Система торговли квотами на выбросы ЕС (EU ETS) или Казахстанская система торговли квотами на выбросы (K-ETS), являются примерами схемы абсолютного ограничения и торговли квотами на выбросы, в которой квоты на выбросы ограничены в течение заранее определенного периода, а участвующие организации свободны в торговать квотами, которые они выпускают между собой. Примером системы ограничения базового уровня выбросов и кредитов является Механизм «чистого» развития (МЧР) в рамках Киотского протокола. В схеме ограничения базового уровня выбросов и кредитов на добровольной основе, кредиты выдаются на проекты по сокращению выбросов ниже базового уровня. Эти кредиты могут быть проданы на рынках торговли квотами на выбросы двуокиси углерода, и также в некоторой степени могут быть использованы в Системах торговли квотами на выбросы для соблюдения требований. В Казахстане также существует внутренняя схема рынка торговли квотами на выбросы углерода, в рамках которой можно было бы создать внутренние кредиты по взаимозачетам от секторов, не участвующих в Системе торговли квотами на выбросы (ETS), для использования в Казахстанской системе торговли квотами на выбросы (K-ETS).